Пн-Пт:  9:00 – 20:00 Сб-Вс: 10:00 – 19:00
Ваша корзина 0 руб.


ZEISS. Как производят самые дорогие объективы? Репортаж из Германии

ZEISS. Как производят самые дорогие объективы? Репортаж из Германии

18.11.2019

Производство фото- и кинообъективов у Carl Zeiss распределено: почти все фотообъективы делаются в Японии, куда они переехали ещё в 50-е годы прошлого века, отчасти в связи со стоимостью производства, отчасти – по причине логистики и лицензирования. В Германии производство оптических элементов и материалов корпуса распределено между разнесенными между собой несколькими площадками с двумя основными центрами притяжения: в Йене и Оберкохене, где эти производства являются практически регионообразующими предприятиями. 


Нужно сказать, что производство большое, простых посетителей здесь далеко не пускают, а снимать разрешают только в музее компании, поэтому все производственные кадры из видео выше происходят из собственных ресурсов компании. 
Начинается производственный процесс с компьютерного моделирования, когда инженер-конструктор рисует макет и рассчитывает оптическую схему, а затем передает ее в производство. Как правило, компания за основу берет собственные разработки прошлых лет и вносит в них изменения в соответствии с требованиями времени, но в последнее время дизайн оптических схем очень сильно отрывается от классики.

Например, объективы серии Otus содержат не только новые элементы, но и сами схемы у них усложнены настолько, что их проще было сделать почти с нуля. Так было с киношной линейкой МР для камер ARRI. Здесь у Carl Zeiss такая широкая линейка фокусных расстояний, какой нет ни под одну фотосистему. К производственному процессу компания подходит с соблюдением абсолютно всех современных норм, включая этические стандарты и высочайшие требования качества, поэтому не производит обратный инжиниринг систем автофокуса, как некоторые японские производители, ведь поплатиться за неадекватную его работу очень легко, а репутация является важнейшей составляющей немецкого бренда. 

Важнейший элемент в производстве — это линзы. Вытачиваются они на специальных станках с ЧПУ из стекла разных сортов, там же производится их первичная шлифовка. Но доводка всегда осуществляется крепкими женскими руками. Интересно, что в некоторые помещения здесь даже войти нельзя не то что без специального допуска, но и без специальной одежды и не пройдя предварительную очистку. В частности, это касается линии сборки, когда в корпуса устанавливаются линзы. Если даже отвлечься от того, что на входе человек переобувается и надевает униформу, какая-то часть пыли всё равно может присутствовать в помещении. Поэтому сборочные столы оборудованы системами фильтрации воздуха и вентиляции и ярким светом для последующей проверки. Так получается, что даже после сборки в идеальных условиях внутри может обнаружиться пылинка. Это означает, что объектив придется разобрать, почистить, а потом снова собрать.


Нам также удалось побеседовать с одним из руководителей производства доктором Йоханесом Цельнером, и в этой беседе до нас донеслись интересные новости, которые должны быть открытыми, иначе бы нас всех оставили работать в Германии пожизненно. Прежде всего, нас интересовали вопросы о новой камере ZX1, которую компания Carl Zeiss анонсировала ещё на прошлой выставке Photokina 2018 в Кёльне. Помимо уже официально известных новостей, что окончательный анонс состоится в ближайшее время, компания поделилась рядом характеристик новинки. Прежде всего, это будет камера на Android'е, но с собственным одобренным количеством приложений для неё, поскольку сама операционная система там модифицирована для фотосъемки. Данные приложения предварительно одобряются самим производителем, чтобы они полностью были совместимы с камерой. Соответственно, у пользователя будет возможность использования новейших технологий вычислительной фотографии, которые помогают, в частности, склеивать ряд снятых фотографий по какому-то условию. Основная часть здесь известна, вроде таймлапса или панорам, но, к примеру, размытие воды под ярким солнцем давно интересует фотографов, вроде меня.

Также был ряд вопросов, связанных с объективами под разные системы. Что лично меня опечалило, так это то, что Carl Zeiss не планирует выпуск объективов под система микро-4/3". Зато по поводу новых систем Canon и Nikon компания полна оптимизма и, как мне кажется, обязательно переделает ряд своих объективов под них, тем более, что автофокус здесь делать не нужно. Естественно, подтверждения этому я не получил в результате разговора, но осталось такое впечатление, поэтому отнесите это утверждение именно на мой счёт. Все обратили внимание на то, что у компании неплохо получилось бы сделать макрообъектив, однако перспективы, как и зум-объективов, пока крайне туманны.


Говоря о компании Carl Zeiss, необходимо задуматься, что всё производство фото- и кинообъективов у компании занимает меньше 1% деятельности по финансовым показателям. Основные направления деятельности связаны с медициной и производством оборудования для литографии, сегмента, в котором компания является лидером по современным технологиям. Это накладывает на производство определенный отпечаток, поскольку компания может себе позволить выбирать тот сегмент, в котором она хочет работать. Пока что она выбирает самую верхнюю линейку, которая характеризуется наивысшим качеством оптики, и её это устраивает. В конце концов, на сегодняшнем рынке и потребитель имеет возможность выбрать, чем ему самому интереснее пользоваться. 


Мы находимся по адресу:

г. Москва, КТЦ "Савёловский", Сущёвский вал, дом 5,
строение 1а, офис 0329