АЛЕКСАНДР БАХТУРИН
Начало материала читайте здесь (часть 1).
Первыми в серии G Master были портретный объектив Sony FE 85/1.4 GM (2016), универсальный репортажный FE 24-70/2.8 GM и длиннофокусный репортажный FE 70-200/2.8 GM OSS. Ровно через год (2017) появились портретно-художественный FE 100/2.8 STF GM OSS и широкоугольный репортажный FE 16-35/2.8 GM. Летом 2018 года будет выпущен первый FE-телеобъектив FE 400/2.8 GM OSS.
Таким образом, создан профессиональный набор для работы со старшими камерами линейки Sony ILC-E A*, обладающими новейшими сенсорами, очень требовательными к оптике. Репортажная тройка, дополненная портретником и телеобъективом, покрывает 80-90% всех возникающих перед современным профессиональным фотографом задач - от спортивно-репортажной фотожурналистики до анималистики и этнографической видеосъёмки.
Что в этих объективах особенного?
Первое - разработки Sony. Инновационные технологически, вобравшие в себя опыт поколений. Компания Sony не старалась сделать эти профессиональные объективы компактными: платить качеством за миниатюризацию она не согласилась. Качественное маленькое - ещё дороже качественного большого... Помните? Кроме того, в работе они должны быть привычно-удобными, иметь соответствующий вес и размер.
Второе. Это объективы с новейшими оптическими схемами и современнейшим стеклом, создающие телецентрический световой поток и плоскостнОе изображение на новейших матрицах.
Третье. Это оптика, сопровождаемая новейшей электроникой управления, обеспечивающей максимальные скорости при наивысшем качестве. И желательно бесшумность: репортёры и видеографы скажут спасибо.
Стекло
Германские «королевские» производители оптики и светофильтров (Leica, Zeiss, Schneider, IB/E Optics Eckerl, Rodenstock и Heliopan) из стекла от компании Shott AG имеют возможность использовать редчайшие и очень дорогие патентованные сорта, не доступные больше никому. Например, Leica использует около 400 сортов стекла. Почти все остальные производители создают свою оптику из стекла японского концерна Hoya - ниже количество сортов стекла и ниже его стоимость. Чем выше сортность стекла, тем больше его вес. Этим определяются требования к качеству механики, которая будет держать тяжёлые линзы. Она должна быть крепче, и, соответственно, тяжелее и дороже.
На эту базу накладывается различие в качестве обработки заготовки стекла. Тут всё по-разному. Серьёзные производители получают стекло с завода огромными блоками, плавят и отливают линзы сами, шлифуют-полируют-просветляют, контролируя качество. А кому-то выгоднее получать готовые линзовые заготовки полированными и даже... подготовленными к установке.
Компания Leica использует около 80 видов просветления. Оно зависит и от положения линзы в оптической схеме, и от кривизны конкретной линзовой поверхности, и от сорта стекла. Соотношение количества используемых сортов стекла, видов просветления и чернения у германских и японских производителей соотносится как 20:1, а то и больше. Некоторые компании в дешёвых оптических схемах вообще не просветляют внутренние линзы. Поэтому и стоимость элементов тоже разная.
На полировку стекла у компаний Leica и Zeiss затрачивается огромное количество времени, иногда больше месяца непрерывной работы. А если это флюорит, мягкий кристалл, который нужно выращивать? Наверняка, фильмы о прецизионной полировке на оптических производствах видели многие. С разными скоростями и с разными абразивами равномерно вращаются заготовки в полировальных автоматах, останавливаясь только для смены абразива и переключения скорости. Японские производители процесс оптимизировали - массовый рынок не столь требователен. Однако объективы G Master делаются иначе. Компания Sony воспользовалась инновационной технологией полировки плазмой, которая требует бОльшей точности, но за меньшее время выдает потрясающий результат.
Подобные технологии известны с середины 1980-х годов, когда они использовались в металлургии и металлообработке. Какой точно вариант применяется - термополировка высокочастотной вихревой плазмой или лазерно-плазменная когерентная плазменная полировка - компания-производитель не раскрывает. Однако достоверно известно, что скорость превращения заготовки в готовую к просветлению линзу возросла раз в десять.
При точности обработки, характерной только для «королевских» производителей, кое в чём компания Sony их обошла. Так, у нее точность полировки поверхности находится в пределах 0,01 микрона (10 нанометров, 100 ангстрем) - это современный технологический предел. Для сравнения: во впадине на поверхности такой линзы поместится 100-150 молекул воды. И это наблюдается в итоговом изображении объектива!
При рассмотрении изображения кружка блика в зоне нерезкости можно увидеть размытые циклические неравномерности, называемые «луковой шелухой/кольцами» (они действительно похожи на разрез луковицы) и двоения нерезких линий, называемых «чешуёй». Они создают визуальную грязь, понижающую яркость кружка блика/линии границы. Объективы Sony GM таких артефактов лишены, каждый из бликов зоны нерезкости — чистый и без артефактов!
Вторичный выигрыш от новой технологии точной обработки заключается в возможности буквально микронной подстройки положения линз в группах относительно друг друга. За счёт этого обеспечивается очень красивый рисунок размыва заднего плана, называемый японским термином бокё. Равномерность и плавность бокё создается за счет отсутствия резких или ломаных границ яркостных зон. Но главное - резкий скачок разрешения, повышение детализации без потери точного цвета. Хроматических аберраций практически нет. Использованные асферические элементы типа XA от Sony и низкодисперсное стекло приближают изображение к идеалу.
Разрешение классически изменяется в парах линий на миллиметр при наблюдении мИры. Беда в том, что единого стандарта технологии измерений, единой мИры, единого стандарта вывода данных о разрешении нет. Хуже всего, что у полиграфистов (а они тоже не однородны), оптиков, фотографов и кинематографистов, проекционщиков, сканировщиков и микроскопистов - у всех свои подходы и методы. Потому произошёл постепенный сдвиг к оценочному сравнительному методу.
Более 10 лет назад, благодаря появлению цифровых среднеформатных задников, фотографы начали опираться на расчетную цифру разрешения в мегапикселях. Вопрос звучит так: какого разрешения матрицу сможет обеспечить качественным изображением данный объектив? Понятно, что здесь множество подвопросов: а какого размера пиксель? Но в целом, появилась возможность достаточно точно ориентироваться. Можно сказать, что советские массовые объективы «для Зенита» имеют разрешение в 12-15 Мпикс., а профессиональные объективы Zeiss Otus - до 150 Мпикс.
… Свежа история, когда ведущая компания-производитель фототехники выпустила камеру с разрешением 50 Мпикс., а буквально на следующей неделе столкнулась с тем, что такую матрицу «тянут» только 4 объектива. Маркетологи тут же оспорили количество объективов, однако все равно получилось, что 50 Мпикс. обеспечивают, в основном, объективы стоимостью от 5 до 18 тысяч долларов.
Объективы Sony G Master в этой системе измерения обладают разрешением от 120 до 140 Мпикс. Иными словами, к тому времени, когда малоформатный сенсор достигнет плотности пикселей в 120 Мпикс., эти объективы ещё будут сохранять свою актуальность. Технологии оптики должны всегда опережать прогресс фотокамер.
Оптическая схема
Все объективы, предназначенные для работы с современными сенсорами, сложные, они включают минимум пять оптических групп, где находится до 20 линз. Оптическая схема создаёт телецентрический световой поток и плоскостнОе изображение на современных требовательных сенсорах. Активно используются плавающие элементы, подстраивающие резкость и удерживающие увеличение. Отсутствует эффект «дыхания» объектива, который так не любят видеографы.
Какая бы ни была оптическая схема, но рисунок выигрывает от применения многолепестковой скруглённой диафрагмы с электронным управлением. Постоянные значения диафрагмы в профессиональных объективах обеспечивают равную яркость элементов изображения при различных фокусных расстояниях и дистанциях фокусировки.
Какая бы ни была оптическая схема, объектив должен активно противостоять контровому свету и боковым подсветкам, не должен генерировать внутренних переотражений. Чернение должно быть самым совершенным. Так, новейшие нитридные поглощающие слои имеют призматическую структуру, в которой остаётся до 97,5% падающего света. Защита внешних линз объектива призматическим антистатическим покрытием NanoAR повышает проницаемость стекла и увеличивает его прочность. Внедрённое фторидное покрытие бронирует лежащие ещё ниже в стекле слои просветления линзы.
Объективы герметизированы, пыле-влагозащищенные. Камера А7* с объективом G Master не боится кратковременной работы под ливнем, обливания водой (после солёной, конечно, нужно будет промыть пресной), работы в пылИ или тумане. Тем не менее, компания-производитель рекомендует заботиться об используемом инструменте.
Управление
Объективы G Master оснащаются практически бесшумной комбинацией мощных фокусировочных моторов: ультразвуковой волновой мотор прямого привода (Direct Drive SSM) плюс парные линейные двигатели. Первый обеспечивает репортажную скорость быстрой фокусировки, но тонкие коррекции исполняет несколько истерично. Линейные двигатели добавляют бесшумной плавности при видеосъёмке и удерживают двигающийся объект при слежении быстрыми плавными подстройками резкости. Кроме того, именно линейные двигатели берут на себя ведущую роль при работе с контрастностным автофокусом.
Диафрагма
Все объективы оснащены электронно-управляемой многолепестковой диафрагмой со скруглённым профилем лепестков, которые при закрытии образуют практически ровную окружность. Модель SEL-85F14GM, как и другие объективы высокого класса с фиксированным фокусным расстоянием, имеет управление диафрагмой, вынесенное на корпус. Шкала кольца управления градуирована по 1/3 ступени и заканчивается символом «А», при установке на который управление передаётся камере. В нижней правой части оправы имеется переключатель звука оправы - при видеосъёмке щелчки диафрагменного кольца неуместны.
Работа с диафрагмой объектива сопровождается множеством попутных эффектов. Главный – работа с зоной глубины резкости. К сожалению, нынешние фотошколы массово учат пользоваться максимально открытой диафрагмой. При этом зона глубины резкости может достигать 1,5-2 см. Управлять размывом методом сдвига положения зоны глубины резкости относительно объекта, к сожалению, не учат. Пользоваться длиннофокусными объективами с размывом заднего плана, тоже не учат. Как не объясняют и особенности работы на оптимальных значениях диафрагмы.
Оптимальная портретная диафрагма - прикрытая на 1/3 максимальная - отличается тем, что свет не рассеивается внутри объектива, скользя по стенкам «конструктива», а ограничивается минимально-выдвинутой в светопоток диафрагмой. Диффузии нет, большая глубина резкости и высокий контраст – присутствуют.
Оптимальная диафрагма объектива – это значение, при котором достигается максимальный размер зоны глубины резкости при максимальном контрасте и детализации. При значениях диафрагмы более F:14 начнётся диффузионная деструкция изображения на микролинзах сенсора. Так или иначе, но сферичность не уничтожаема у большинства объективов.
Если фотографу ясно значение и функциональность понятия «глубина резкости», то и скрытое значение термина «глубина фокусировки» также станет понятно. Изображение, проецируемое «дугой», может при закрытии диафрагмы обрести определённую «толщину» и позволит фокусироваться не только в центр, но и в «трети» кадрового окна. Но края останутся вне резкости и, если не виньетированными, то с потерей цветонасыщенности и контраста. Связано это с уменьшением диаметра «кружка фокусировки», которому, к слову, посвящены десятки статей. Его «переуменьшение» приводит к не-попаданию луча сфокусированного изображения в пиксель сенсора. Все объективы Sony G Master совместимы с системой оптической стабилизации изображения, расположенной в камерах Sony A*.
Более того, все объективы, какими бы они ни были, с современной 5-осевой системой IBIS Sony Optical Steady Shot становятся стабилизированными. Объективы, имеющие встроенную стабилизацию, интегрируются в систему. Наиболее совершенные системы стабилизации в объективах обладают магнитной подвеской и берут на себя не только сдвиговую, но и уклонную стабилизацию. В длиннофокусных объективах ещё более совершенная система: стабилизирующий элемент является ещё и фокусирующим.
На иллюстрации схематично показана работа 5-осевой системы стабилизации в камере ILCE-7RM2.
На корпус объектива выведены органы управления, среди них не только выключатели автофокуса и его режимов (первый - для линейно движущегося объекта, второй - для криволинейного движения), но и унаследованная от компании Minolta программируемая кнопка, по умолчанию фиксирующая/удерживающая фокусировку.
Окончание материала читайте здесь (часть 3).
г. Москва, КТЦ "Савёловский", Сущёвский вал, дом 5,
строение 1а, 21 подъезд,
офис 0304