Поиск лучшего боке или «что есть 100 STF GM ?»28.06.2017

Мысли о красоте рисунка, «вкусности» зоны размытия того или иного объектива давно и постоянно посещают многих фотографов.
Кто-то любит воздушность zeiss, а кому-то по душе влажность Minolta или психоделика мануальных старых стекляшек.
Особняком всего этого разнообразия стоят объективы с приставкой в названии STF.
Minolta STF 135mm f/2.8 [T4.5]* — изначально производился Minolta, сейчас — SONY. Имея байонет Minolta AF, объектив с ручной фокусировкой и при этом он уникален. Разрабатывался объектив для создания фотографий с высококачественным боке. В нём использовался специальный элемент «аподизационный фильтр» (англ. apodization filter) для сглаживания и размытия зоны нерезкости.
Лично мне всегда нравился более маслянистый рисунок объективов (например Minolta 100/2) и потому STF я как-то всегда обходил стороной.
Были и другие причины отсутствия интереса к объективу: ручной фокус и непонимание предназначения объектива STF. «Где нужно такое ровное размытие? Неужели этот объектив только для цветочков?» — задавал я себе вопросы.

 

В 2017 году SONY порадовала своих пользователей выпуском нового объектива для байонета E — FE 100 STF GM, но уже с автофокусом и встроенной стабилизацией изображения.
Объектив недешёвый. Чтобы потратить деньги на такой объектив, нужно однозначно знать для чего он вам нужен или все-таки попробовать (протестировать) его. Мне достался на тест такой объектив. И потому постараюсь в этом обзоре понять, нужен ли мне такой объектив, и помочь вам, дорогие читатели, сделать такой выбор.
Заранее хочу оговориться о том, что данный тест не является техническим. Повторюсь, тест для понимания «нужности» объектива.

 

Итак.
Совсем немного о внешнем виде и конструктиве объектива, хотя тут и говорить нечего! Это такой же настоящий G Master как и FE85/1.4GM!
Хорошо сделан! Да и размер схож с 85-ой.
переключатели автофокуса и стабилизации
бленда с бархатом внутри
режим работы кольца диафрагмы

 

 

 

Предназначение STF объектива №1: Пейзажно-прогулочное стекло.
Так уж случилось, что первая проба этого объектива пришлась на поездку в Павловск с моим другом Василием Мулюкиным @мульден
Василий в Павловске знает великолепные места для съемки пейзажей. О таких местах кстати можно прочитать в первом номере журнала SONYclub
На этой прогулке с Василием я почувствовал себя халявщиком;) Василий мне говорил откуда снимать и что, а я лишь нажимал на кнопку спуска;)
И вот тут случилось то, чего я боялся — захотеть себе такой недешёвый объектив:) Я понимал, что снимать цветы — не моё хобби (но об этом ниже), но всегда хотел иметь идеальный длиннофокусный объектив для пейзажей (чтобы по всему полю объектив имел идеальную резкость и детализацию), съемок закатов (чтобы солнышко было идеально ровным) и вообще для прогулок.
Это STF-творение оказалось резким как бритва и ровным везде. За всё время использования мне не хотелось зажимать диафрагму, потому что итак всё резко. Но делал я это только тогда, когда нужно было добиться еще большего ГРИП.


100% кроп с этой фотографии — летит Lufthansa;)

Он кстати оказался не таким уж медленным по скорости автофокуса. Ловились даже птички и не только:)


Вот кстати 100% кроп с этой фотографии, сделанной a7RII.

На белке всё-таки немного промахнулся, да и то из-за неправильного, выбранного мной, режима АФ.

Предназначение STF объектива №2: Цветы.
Вообще под «цветами» я подразумеваю съемку объектов, на которые должно быть сконцентрировано внимание зрителя, и фон не должен отвлекать.
Для съемки цветочков и им подобных у объектива есть переключатель зоны фокусировки 0,57-1м и 0,85-бесконечность.

 

Тут данному объективу конкуренции нет! И если в ваши интересы входит съемка цветов, поверьте, 100STF — однозначно ваш выбор!
Резкий объект и фон, не отвлекающий взгляд.
Просто примеры цветочков;)


Очень пестрый фон (земля и трава) объектив отработал идеально

Предназначение STF объектива №3: Портреты.

Будучи владельцем двух «портретных» объективов FE 85/1.4GM и FE90/2.8, была возможность оценить портретную составляющую STF-объектива и сравнить его со своими портретниками.
Учитывая тот факт, что STF на открытой диафрагме сразу на камере включает f5.6, портретить им можно при хорошем освещении.

Такая зона размытия в портретах как говорится «на любителя», о чем я говорил в начале обзора. Но точно не на мой вкус.
И для окончательного определения «на мой вкус» или «нет» я сделал некий тест-сравнение рисунков 100STF, 85/1.4GM и FE90/2.8.
Прошу прошения за разность в экспо-параметрах, но такая уж была погода.
По клику можно увеличить картинки.

«Мой вкус» склоняется больше всего к рисунку FE90/2.8. Причем на всех тестируемых диафрагмах.

Но! Давайте не будем забывать том факт, что STF создан для тех моментов, когда фон бывает крайне сложным — листва или еще какие-либо пестрые объекты.
И вот тут ему нет равных!
Прогуливаясь, старался искать такие сюжеты.

Предназначение STF объектива №4: Ну уж и совсем не прямое предназначение STF-объектива

— случилось мне попробовать объектив и качестве студийного репортажника.
Съемка backstage этим объективом мне понравилась.
Быстро, точно, резко.

 

 

Итог

1. Это шикарное стекло для пейзажной-прогулочной тематики. Резкий, ровный.
2. Это идеальный вариант для тех, кто профессионально занимается съемкой цветов. Либо для очень больших фанатов такого жанра фотографии, так как объектив недешёвый.
3. Как портретный объектив, мне он показался скучным. Да и очень уж он требователен к хорошему освещению. Всё-таки тут лучше 85GM и мой любимый FE90/2.8
4. Незаменимый объектив для тех, кого раздражает пёстрый фон;)